Учет материальных запасов в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет материальных запасов в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


С 2022 года ввели новые федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора: среди них — сведения о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам. Его применяют учреждения, которые формируют консолидированную отчетность. ФСБУ определяет порядок раскрытия сведений о показателях отчетности по сегментам в составе годовой консолидированной отчетности. Такие отчеты формируют, в том числе, и главные распорядители бюджетных средств (ГРБС), которые осуществляют функции и полномочия учредителя для бюджетных и автономных учреждений. Кроме того, консолидированную отчетность формируют финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Единый налоговый счет и платеж

С 2023 года начал применяться единый налоговый счет (ЕНС) для предпринимателей (ИП), предприятий и организаций. Суть заключается в перечислении средств в виде налогов и сборов, штрафов и процентов, пени и авансовых платежей единым платежным поручением. Для бухгалтера подобный счет достаточно удобен и призван упростить и ускорить ведение бухгалтерии. Однако в связи с такими нововведениями немного изменится и отчетность.

Поступление средств, равно как и совокупная обязанность (средства, которые нужно уплатить или возвратить в бюджет) по единому налоговому платежу (ЕНП) учитываются фискальными органами на единых счетах. Совокупная обязанность засчитывает ЕНП в счет обязательных платежей. Зачет идет в установленной п. 8 ст. 451 Налогового кодекса (НК РФ) очередности: сначала взымаются недоимки и текущие платежи, затем – пени и проценты. В последнюю очередь средства направляют на уплату штрафных санкций.

Сведения о совокупной обязанности налоговая с 2023 года получает из отчетности. В ситуациях, когда отчетность не предоставляется, или же налоги выплачиваются до ее предоставления, необходимо направить в налоговую инспекцию уведомление о суммах.

В то же время все еще можно пользоваться ранее установленным порядком платежей. Но средства в любом случае будут попадать на единый счет.

С 2023 года у ИП и организаций появилась возможность перейти на новый режим — автоматизированную упрощенную систему налогообложения (АУСН). Для режима установлен минимальный налог 3%, отсутствуют страховые взносы, ежегодное перечисление фиксированного платежа на травматизм (2217 руб. за всю компанию). При этом ИП не платит взносы за себя, а сдачи отчетности не предусмотрено.

Однако налоговые ставки выше. Установлено 8% по варианту «Доходы» и 20% по «Доходы минус расходы». НДФЛ с зарплаты при этом может платить банк предприятия, выбравшего АУСН. Но для этого придется передавать в кредитную организацию сведения о работниках, их доходах и вычетах.

Это новое в бухгалтерском учете использование режима налогообложения доступно не всем. Переход на АУСН возможен лишь при условии, если компания получает доход до 60 млн. руб. (расчетный счет при этом должен быть открыт в банке из утвержденного перечня), а количество работников не превышает 5. Остаточная стоимость основных средств не может быть больше 150 млн. руб., при этом у предприятия нет ни филиалов, ни обособленных подразделений. Доля других организаций в уставном капитале не может превышать 1/4. Исключение — компании, уставной капитал которых сформирован вкладами общественных организаций инвалидов.

Финансовые инструменты

Новые стандарты затрагивают финансовые инструменты бюджетных учреждений. Под финансовым инструментом понимают договор, в результате заключения которого у одной стороны появляется актив, а у другой — финансовое обязательство перед другой стороной или увеличиваются чистые активы. ФСБУ определяет порядок учета:

  • денежных средств;
  • дебиторской задолженности;
  • долговых требований;
  • активов до погашения (деньги на депозитах от трех месяцев, долговые ценные бумаги);
  • активов для перепродажи (акции, облигации, векселя);
  • активов для получения доходов от участия (акции с целью владения, доли в уставных капиталах, участие в учреждениях).

В составе финансовых обязательств учитывают кредиторскую задолженность и долговые обязательства.

В учете основных средств в учреждениях госсектора изменится группировка объектов ОС: теперь нежилые помещения, здания и сооружения объединят в одну группу, а для многолетних насаждений создали отдельную категорию. Библиотечный фонд учреждения теперь не выделяется в отдельную группу.

ФСБУ ввел абсолютно новое понятие «инвестиционная недвижимость» для недвижимых объектов учреждения, которые сдаются в аренду или увеличивают стоимость остального имущества. Такая недвижимость не используется учреждением для выполнения основных видов деятельности.

С 2018 года основные средства разрешено учитывать комплексно. Например, объединить офисную технику в один объект. Аналогичным образом объединяют офисную мебель (стол, шкаф, кресло) или другие объекты.

Изменены границы стоимости объектов основных средств. Теперь к малоценным будут относиться все объекты стоимостью менее 10 000 рублей. Их следует учитывать на забалансовом счете.

Читайте также:  Повышающий коэффициент пкна воду без счетчика в 2023 году

100% амортизация теперь начисляется на ОС стоимостью до 100 000 рублей, как и в налоговом учете. Библиотечный фонд стоимостью до 100 000 рублей учитывается аналогичным образом.

Что делать со старыми ОС

Порядок, по которому учреждения вели учет ОС, признанных таковыми и соответствующие критериям активов, до 2023 года с начала года не изменится. К этим ОС не применяются положения стандарта «Основные средства». Другими словами, не потребуется организовывать учет недвижимости по кадастровой стоимости для тех ОС, которые были учтены до 2023 года.

Однако, некоторые ОС могут не удовлетворять такому понятию, как «актив». Но методические указания на этот счет не дают никакого ответа. Под активом понимают имущество, в том числе наличные и безналичные денежные средства, которые принадлежат учреждению, а также находятся в пользовании, от которых ожидаются экономические выгоды. Те ОС, которые данному определению не соответствуют балансовому учету не подлежат.

ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» в программе 1С:ERP УСО

В ходе лекции Игорь Григоров и Орлова Ирина, разработчики “1С:ERP Управление строительной организацией”, расскажут:

    1. коротко о всех возможностях специализированного отраслевого ERP-решения фирмы “1С” для управления строительными организациями.
    2. подробнее о новой методике автоматизации ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» в программе 1С:ERP УСО, в частности будут рассмотрены:
      • “бумажный” контрольный пример: параметры учетной политики, хозяйственных операций и целевые значения отчетности, сформированной в соответствии с ПБУ 2/2008;
      • демонстрация в программе 1С:ERP УСО введенного контрольного примера.
    3. ответят на вопросы слушателей.

Топ-10 изменений с 2021 года для бухгалтера бюджетной сферы

7 новых ФСБУ для бюджетных учреждений, изменения в отчетности, инструкциях по учету, а также система казначейского обслуживания и новые платежные реквизиты

С 2021 года в бюджетной сфере нужно применять семь новых стандартов учета:

В стандарте прописали единые требования к учету нематериальных активов: первоначальная стоимость, оценка, амортизация, обесценение, списание. Также финансисты утвердили правила учета неисключительных прав на НМА.

Методичку по применению стандарта довели Письмом Минфина от 30.11.2020 № 02-07-07/104384.

Стандарт делит непроизведенные активы на группы (земля, ресурсы недр, водные ресурсы, некультивируемые биологические ресурсы и прочие непроизведенные активы) и устанавливает единые правила учета для НПА.

  • 3. СГС «Выплаты персоналу» — Приказ Минфина России от 15.11.2019 № 184н.

Стандарт делит все выплаты работникам учреждений на текущие и отложенные и устанавливает обязательное правило создавать резервы по отпускам.

Методические рекомендации по применению стандарта доведены Письмом от 30.11.2020 № 02-06-07/104576.

В стандарте закреплен порядок признания затрат по государственному и муниципальному долгу и затрат по заимствованиям учреждений.

Разъяснения о том, как применять стандарт, Минфин опубликовал в Письме от 30.11.2020 № 02-07-07/104382.

Стандарт применяют, когда отражают в учете объекты, которые возникли при совместной деятельности по договору простого товарищества без юрлица или по соглашению о совместных действиях без объединения имущества (вкладов).

В стандарте прописано, в каком порядке раскрывать в отчетности информацию о связанных сторонах: лицах, на деятельность которых учреждение может влиять, или случаях, когда они могут повлиять на деятельность самого учреждения. Применяется с отчетности с 2021 года.

Методичку по стандарту довели Письмом от 30.11.2020 № 02-06-07/105552.

Стандарт делит финансовые активы на шесть групп (денежные средства, дебиторская задолженность, долговые требования, финансовые активы, удерживаемые до погашения, активы для перепродажи и активы для получения доходов от участия) и устанавливает требования для принятия активов к учету.

Методические рекомендации доведены Письмом от 30.11.2020 № 02-07-07/104383.

  • Подробнее о том, как меняется учет и отчетность по правилам новых ФСБУ, какие особенности учитывать и как решать сложности, вы узнаете на вебинаре Александра Опальского «ФСБУ‑2021. Обзор изменений. Рекомендации практикам». Посмотрите отрывок из этого вебинара:

Как считать амортизацию

Для каждого объекта нематериального актива организация должна определить срок полезного использования (период, в течение которого использование нематериального актива будет приносить экономические выгоды). А для отдельных объектов нематериальных активов срок полезного использования определяется исходя из количества продукции или объёма работ или услуг в натуральном выражении, которое организация планирует получить от использования такого объекта нематериальных активов.

Срок полезного использования можно определить исходя из:

  • из срока действия прав организации на результаты интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации;
  • срока действия разрешения или лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;
  • ожидаемого периода использования объекта с учётом нормативных, договорных и других ограничений использования и намерений руководства организации в отношении использования такого объекта
  • ожидаемого морального устаревания, например, в результате изменения или усовершенствования производственного процесса, рыночного спроса и других факторов;
  • срока полезного использования иного актива, с которым НМА связан (например, материального носителя).

Объекты нематериальных активов, для которых срок полезного использования определить нельзя, не подлежат амортизации.

Амортизацию по общему правилу начинают начислять с даты признания объекта в бухгалтерском учёте, а прекращают — с момента его списания. Начисление амортизации можно приостановить, если ликвидационная стоимость объекта становится равной его балансовой стоимости или превышает её.

Способ амортизации нужно выбирать в зависимости от того, каким периодом определяют срок полезного использования.

  • Если это период, когда нематериальный актив будет приносить экономические выгоды, выбирают линейный способ или способ уменьшаемого остатка.
  • Если исходят из количества продукции (объёма работ или услуг), которые ожидают получить от использования нематериального актива — амортизация проводится пропорционально количеству продукции.
Читайте также:  Социальная выплата для жителей и работников сельских территорий

Порядок действий бюджетной организации

  1. Составление по новым правилам учетной политики. Способ ведения бухгалтерского учета организация определяет самостоятельно (за исключением филиалов и дочерних компаний).
  2. Утвердить новый план счетов. Старый план счетов уже использовать не получится, так как в соответствии с приказом 157н были скорректированы названия определенных действующих счетов, а также появились новые. Например, в 2022 году появился счет 206 61 «Расчеты по авансам по пенсиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию». Также теперь действует новый порядок учета ошибок прошлого периода. Это необходимо отразить в учетной политике, а также установить субконто к тем счетам, по которым были сделаны ошибки.

Введение новых стандартов

Начиная с 1 января 2023 г. в Российской Федерации начинают действовать 5 новых стандартов бухгалтерского учета, принятые Министерством финансов РФ:

  • №256н «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора» – устанавливаются понятия и термины, которые используются в бухгалтерском учете и оформлении отчетности.
  • №257н «Основные средства» (ОС) – определяется новая классификация и группировка объектов ОС, новые границы стоимости ОС и порядок расчета амортизации.
  • №258н «Аренда» – вводится разделение аренды на операционную и финансовую (неоперационную).
  • №259н «Обесценивание активов – определяются единые признаки обесценивания активов, их признание в бухучете и порядок отражения в отчетности.
  • №260н «Предоставление бухгалтерской (финансовой) отчетности – устанавливаются требования к составу, срокам, правилам сдачи отчетов и определяются данные, обязательные для публичного предоставления.

1. Учетная политика организации для бухгалтерского учета на 2023 год.

  • Основные требования к учетной политике: что обязательно должно отражаться в учетной политике и почему: документооборот, методики, порядок учета и отражения документов.
  • ФСБУ 5/2019 «Запасы»: отражение в учетной политике упрощенных процедур для субъектов малого предпринимательства; выбор учетных методик при формировании материально – производственных запасов; выбор методики формирования готовой продукции и незавершенного производства.
  • ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения«: отражение упрощенных процедур формирования капитальных вложений для субъектов малого предпринимательства.
  • ФСБУ 6/2020 «Основные средства»: выбор учетных методик при отражении в учете основных средств, отражение упрощенных процедур для субъектов МСП.
    – Переклассификация основных средств в активы для продажи, что учесть в учетной политике.
    – Оценочные резервы, оценочные обязательства, условные обязательства; что нужно учитывать при их создании в учетной политике; Методики формирования оценочных обязательств.
    – Рекомендации БМЦ по вопросам бухгалтерского учета учитываем при разработке и составлении учетной политики организации.
  • ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»: выбор варианта расчета чистой прибыли (изменения в ПБУ 18/02 с 2020 года).
  • ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»: выбор учетных методик для арендатора, арендодателя.
  • ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете»: отражение в учетной политике элементов документооборота.
  • ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы» выбор учетных методик, переходные положения, основания для применения с 2023 года.

2. Учетная политика для целей налогообложения.

  • При исчислении налога на добавленную стоимость:
    – Выбор методики раздельного учета при осуществлении операций, облагаемых и необлагаемых НДС. Особенности ведения раздельного учета при осуществлении операций, местом реализации которых, не является территория РФ.
    – Учетная политика при реализации товаров на экспорт, каковы особенности при реализации сырьевых или несырьевых товаров.
    – Методика раздельного учета НДС при получении субсидий.
    – Другие особенности, требующие отражения в учетной политике.
  • При исчислении налога на прибыль:
    – Выбор прямых и косвенных расходов, почему важно подходить к вопросу выбора обоснованно, позиция Конституционного суда 2019 года.
    – Определение порядка расчета незавершенного производства.
    – Оптимизация налога на прибыль: выбор резервов, амортизационной премии, повышающих коэффициентов.
    – Методика расчета доли налога на прибыль по обособленному подразделению.

Расчеты по операциям финансирования из бюджетов

Операции с межбюджетными трансфертами, субсидиями бюджетным и автономным учреждениям отражайте проводками, которые Минфин привел в системных Письмах от 15 января и от 4 февраля 2021 г. Эти корреспонденции закрепили в инструкциях к планам счетов.

По субсидиям бюджетным и автономным учреждениям в том числе прописали, что доходы текущего периода такие учреждения отражают на основании информации о выполнении условий предоставления средств. В качестве такой информации может выступать отчет по субсидии, извещение (ф. 0504805) или иной документ, который закреплен в соглашении. В какой ситуации применять каждый из этих документов, Минфин тоже разъяснял. Ранее уточнили и методические указания к форме извещения.

Для получателей целевых межбюджетных трансфертов дополнительно изменили счет, на котором формируются остатки по неиспользованным средствам прошлого года к возврату. Такие суммы надо отражать на счете 0.303.05.000, а не на счете 0.205.00.000. Отметим, аналогичный порядок применяют бюджетные и автономные учреждения при отражении остатков прошлогодних субсидий к возврату.

Инструкция 174н с изменениями на 2022 год — изменения в плане счетов (счет 208)

Важно! С 1 января 2022 года в подстатье 291 «Налоги, пошлины и сборы» КОСГУ должны быть отражены затраты на уплату налогов (которые можно включать в состав расходов), государственные пошлины и сборы, различные платежи в бюджеты всех уровней. Счет 208 91 000 называется сейчас «Расчеты с подотчетными лицами по оплате пошлин и сборов».

В счет 208 00 000 также введены новые счета аналитического учета:

Читайте также:  Зачем нужна временная прописка и как ее получить
Счет Подстатья КОСГУ
С 1 января 2022 года
0 208 93 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате штрафов за нарушение условий контрактов (договоров)» 293
0 208 95 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате других экономических санкций» 295
0 208 96 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных расходов» 296
С 1 января 2022 года
0 208 27 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате страхования» 227
0 208 28 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате услуг, работ для целей капитальных вложений» 228
0 208 29 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате арендной платы за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами» 229

Правила ведения бухгалтерского учета в казенных учреждениях

Минфин России скорректировал также и положения Порядка N 209н. Внимание! Не все нововведения касаются 2022 года. Ряд изменений уже надо применять в 2021 году.

Так, с 20.11.2021 расширено описание подстатьи 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» КОСГУ. Данная подстатья пополнилась следующим. Теперь на подстатью 273 КОСГУ относятся еще и операции по выбытию денежных средств при признании требований по возмещению ущерба вследствие недостач и хищений денежных средств, а также отзыва лицензии у банка. Кроме того, на указанную выше подстатью КОСГУ должно зачисляться поступление денежных средств в качестве возмещения по таким требованиям.

С 2022 года статья 250 «Безвозмездные перечисления бюджетам» КОСГУ дополнится новыми подстатьями. В настоящее время безвозмездные перечисления, отражаемые по соответствующим подстатьям статьи 250 КОСГУ, не разделены на перечисления текущего и капитального характера. Все изменится в начале следующего года путем дополнительной детализации статьи 250 КОСГУ.

Существующие на сегодняшний день подстатьи 251, 252 и 253 КОСГУ изменят свое название и будут использоваться для безвозмездных перечислений текущего характера. А вот для отражения безвозмездных перечислений капитального характера добавляются 3 новые подстатьи КОСГУ:

  • 254 «Перечисления капитального характера другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»;
  • 255 «Перечисления капитального характера наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;
  • 256 «Перечисления капитального характера международным организациям».

Таким образом, уважаемые бухгалтеры, во избежание ошибок будьте внимательны при планировании расходов на 2022 год!

Новый стандарт состоит из следующих основных разделов:

  1. Основные термины и определения.
  2. Требования. Из этого раздела можно узнать, какие критерии предъявляются к документам, как необходимо их заполнять.
  3. Исправления. Третий раздел объясняет правила корректировки «первички», как можно и как нельзя делать изменения.
  4. Хранение. В этом пункте указаны основные требования к сохранности первичных учетных документов.
  5. Документооборот. Здесь приведены тезисы о том, кто и как регулирует движение документов в компании.

Рассмотрим подробнее каждый раздел.

Он распространяется на всю первичку, а также на регистры бухгалтерского учета. ФСБУ 27/2021 определяет также правила и понятие «документооборота». Согласно стандарту — это движение документов бухучета в организации с момента их составления до завершения исполнения.

Требования к документам по ФСБУ 27/2021

ФСБУ 27/2021 утвердил правила исправления для бумажных и электронных документов.

1. Для бумажного варианта неверные данные необходимо зачеркнуть и написать сверху правильные. Рядом прописывается слово «Исправлено», дата и подписи ответственных за составление документа лиц.

Обратите внимание, что обязательно должны быть видны неправильные и исправленные сведения.

Категорически нельзя использовать подчистки, замазывания и другие механические манипуляции при исправлении бумажных документов.

2. Для электронных документов — замените старый документ на новый, исправленный. В новом документе укажите:

  • дату исправления,
  • отметку, что документ составлен взамен другого,
  • электронные подписи должностных лиц.

Инструкция 174н с изменениями на 2023 год — изменения в плане счетов (счет 208)

Важно! С 1 января 2023 года в подстатье 291 «Налоги, пошлины и сборы» КОСГУ должны быть отражены затраты на уплату налогов (которые можно включать в состав расходов), государственные пошлины и сборы, различные платежи в бюджеты всех уровней. Счет 208 91 000 называется сейчас «Расчеты с подотчетными лицами по оплате пошлин и сборов».

В счет 208 00 000 также введены новые счета аналитического учета:

Счет Подстатья КОСГУ
С 1 января 2023 года
0 208 93 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате штрафов за нарушение условий контрактов (договоров)» 293
0 208 95 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате других экономических санкций» 295
0 208 96 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных расходов» 296
С 1 января 2023 года
0 208 27 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате страхования» 227
0 208 28 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате услуг, работ для целей капитальных вложений» 228
0 208 29 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате арендной платы за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами» 229


Похожие записи:

Добавить комментарий